Новости
Представьте себе большое здание или целую площадь, озаренную светом. Мэппинг — технология, которая превращает практически любой объект в холст. Мэппинг приковывает внимание зрителей и случайных прохожих, с помощью этого метода можно воплотить самые разные идеи: от коммерческих презентаций до медиаарт-проектов. Как он устроен и какими бывают проекции? Рассказываем совместно с компанией dreamlaser.
Dreamlaser — один из мировых лидеров сферы мультимедиа, в чьем портфолио — десятки масштабных проектов: инсталляции для фестивалей света и медиаискусства («Круг света», INTERVALS, Signal и др.), проекты для мировых компаний, работы для выставок Saudi Light & Sound (SLS) Expo и Expo Dubai. И, конечно, множество проекционных шоу.
В этом материале поговорим о том, как устроен мэппинг, когда он появился и как стал популярным. А также рассмотрим кейсы из практики dreamlaser.
Начнем с определения и небольшой истории.
Мэппинг — это направление в аудиовизуальном искусстве, главным методом которого становится видео-проекция на объемные объекты окружающей среды с учётом их геометрии и местоположения в пространстве.
Пионером видео-мэппинга была компания Disney. В 1969 году открылся аттракцион «Призрачное поместье» в Диснейленде: там изображения проецировались на бюсты разных персонажей и таким образом создавались оптические иллюзии. Тогда на фигуры проецировались 16-миллиметровые пленки. Позже, в 1990-х годах, Disney запатентовала технологию проецирования цифровых изображений на трехмерные объекты.
Важную роль в развитии мэппинга сыграли и современные художники. Так, в 1980 году художник Майкл Наймарк снимал людей в гостиной, а затем проецировал отснятый материал в этой же комнате, создавая иллюзию, как будто люди действительно находились там.
Следующий важный шаг в середине 90-х сделали General Electric — они разработали технологию точного наложения 3D-моделей на физические объекты.
В конце 20 века мэппинг решили исследовать в университете Северной Каролины, там студенты работали над проектом под названием «Офис будущего». Идеей было с помощью проекционных технологий отладить работу удаленных офисов — например, создавать объемные изображения коллег на видеозвонках.
Мэппинг бывает разных видов: архитектурный — на здания и сооружения, вроде мостов, самолетов, кораблей; интерьерный; мэппинг на малые объекты (например, на торты, платья или модели зданий); ландшафтный — на природные объекты — горы, скалы, деревья; и интерактивный — с которым так или иначе может взаимодействовать зритель с помощью разных технологий.
«Созданию контента всегда предшествует большая исследовательская работа команды продакшена, и это то, чем мы особенно гордимся в нашем подходе. Глубокое погружение в тему, изучение истории и всех доступных материалов, проведение интервью с экспертами в заданной сфере — это базис, на котором мы строим процесс создания контента. Мы много работаем с проектами в сфере культуры, поэтому знаем, как важно сохранить аутентичность культурных кодов и найти подходящие для них визуальные формы», — креативный директор компании dreamlaser Антон Колодяжный.
Мэппинг на Белой мечети (Болгар, Россия)
Одним из кейсов с глубоким погружением в историю и контекст стал мэппинг на Белую мечеть. Белая мечеть находится в городе Болгар. Это изящное молитвенное здание со множеством архитектурных элементов. К празднику 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией компания dreamlaser создала 3D-мэппинг на этом фактурном сооружении. Мечеть удалена от других зданий и является доминантой на большой площади у воды. Гиперреалистичная анимация отлично раскрывала красоту ее форм. За счет ландшафта мэппинг смотрелся особенно эффектно.
В мэппинге на мечеть визуально была раскрыта тема культуры и религии Волжской Булгарии. При создании визуальной концепции команда консультировалась с профессионалами — историком и арабистом. Сцены анимации вдохновлены традициями ислама и локальными народными образами: изящные узоры, цветовые решения, символы, элементы письменности взяты из культурных источников.
Чтобы проекция идеально совместилась с формами мечети, как и на любых других проектах, здесь было проведено подробное лазерное сканирование объекта — с помощью него на 3D-модели отображаются все особенности рельефа сооружения.
Климатический саммит ООН (Египет)
Масштаб мэппингов может соответствовать не только праздникам, но и событиям, цель которых обратить внимание на мировые проблемы и вызовы, как например делает COP (Conference of the Parties), Климатический саммит ООН, являющийся единственной площадкой для общемирового обсуждения изменения климата.
В 2022 году климатический саммит впервые проходил в Египте в городе Шарм-эль-Шейх. Было важно показать, что африканский континент сталкивается с одними из самых серьезных последствий глобального потепления, спровоцированного выбросами по всему миру. Так был придуман мэппинг, рассказывающий о влиянии человека на климатические процессы, а также о необходимости объединения людей для решения проблем, связанных с глобальным потеплением. Необходимый масштаб был достигнут за счет протяженности проекции, которая светила на большой белокаменный дворец и была подкреплена другими световыми приборами и игрой прилегающих фонтанов.
Церемония открытия Чемпионата мира по боксу (Узбекистан)
Спортивные турниры — это часто праздник локальной культуры и традиций, важное событие для принимающей стороны. Так, в 2023 году компания dreamlaser помогла реализовать торжественную церемонию открытия Чемпионата мира по боксу среди мужчин IBA в Узбекистане. Она проходила на заполненной «Хумо-арене», зрители наблюдали мультижанровое шоу при участии спортсменов и артистов, которые выступали в окружении сложного сетапа из различных проекционных поверхностей.
Специально для открытия Чемпионата dreamlaser разработали 25 анимированных сцен, рассказывающих об истории бокса в тесном переплетении с древней культурой Узбекистана. Сетап состоял из множества различных элементов, включая проекционные сетки, экраны и другие поверхности для демонстрации контента, а также световые инсталляции, бимеры и экраны.
Khareef Dhofar (Оман)
Мэппинг — инструмент в арсенале медиахудожников, и самые впечатляющие примеры этого искусства случаются, когда авторы нестандартно подходят к своей работе. Хороший пример — работа dreamlaser на фестивале Khareef Dhofar в Омане, названном в честь циклона, приносящего прохладу в засушливый регион каждое лето. Это ежегодное событие проводится уже 25 лет, привлекая туристов познакомиться с богатой культурой арабского региона, а жителей соседних мест — насладиться уникальной на Ближнем Востоке прохладой. В это время над пустынными местностями сгущаются облака, дует ветер, идет дождь и прорастает зелень. Все это создает уникальный природный контекст, в который команда dreamlaser вписала огромную сцену в форме купола на краю туманной пустыни, которая становилась холстом для орнаментов и исторических анимаций и даже превращалась в луну.
Визуально мэппинг в Омане был наполнен образами культуры и природы региона: морские обитатели, каллиграфия, уникальные кинжалы, луна и звезды, которые так отчетливо видны в пустыне.
Полукруглая форма конструкции не только создала узнаваемую точку на карте фестиваля, но и стала удобной поверхностью для демонстрации сложного контента. Другое интересное решение — обработка и проекция в реальном времени выступления артистов на концерте в рамках фестиваля.
Всего в шоу было задействовано 8 лазеров мощностью 30 Вт и 14 проекторов Panasonic PT-RZ31KE.
Инсталляция «Погружение» (Нижний Новгород, Россия)
Мэппинг можно делать не только на здания, но и на разные сооружения. Пример нетипичного мэппинга — работа dreamlaser «Погружение». Во время фестиваля INTERVALS 2023 компания показала медиаинсталляцию на причале в Нижнем Новгороде. Проекция ложилась на фактурные стены пристани и спускалась по лестнице вместе со зрителями. Возможность перемещения внутри пространства инсталляции определила иммерсивную часть работы — люди действительно словно погружались вглубь воды. Особый эффект создал «потолок» из дыма и света лазеров, который выглядел как водная гладь.
«Самым важным было создать ощущение погружения под воду. Антон Колодяжный — наш креативный директор и соавтор инсталляции — предложил идеальное решение: создать лазерную плоскость-потолок, ограничив пространство сверху, что усилило эффект погружения», — рассказывает креативный продюсер dreamlaser Анна Гагарина.
В инсталляции задействовали 8 панасов DS и 8 лазеров.
Торжественное открытие памятника поэту Махтумкули Фраги (Туркменистан)
Масштабы мэппинга и возможности компьютерной графики позволяют рассказывать самые богатые истории, лишь только наступит ночь. Одним из недавних исторических проектов dreamlaser стало шоу к 300-летнему юбилею поэта, мыслителя и гуманиста Махтумкули Фраги, основоположника туркменского литературного языка. В честь этого события в Ашхабаде у подножия горной системы Копетдаг состоялось грандиозное открытие памятника Фраги.
Шоу было посвящено жизни и наследию поэта и было рассказано с использованием разнообразных символов местной культуры и природы: зрители вместе с героем проделали путь по горам Туркменистана сквозь его историю, в конце прибыв в современный новый город Аркадаг — продолжение наследия великих предков. Основной сценой в мэппинге стала величественная лестница с массивными гранитными чашами, на которую был обращен свет 130 мультимедиа-проекторов, включая передовую модель Christie D4K40. В кульминации шоу лестница была укатана ярким ковром, ведущим к возвышающейся на постаменте 60-метровой скульптуре Махтумкули Фраги, олицетворяющей его величие и духовную мощь.
Всего в шоу было задействовано 14 проекторов Christie D4K40, 20 проекторов Christie M4K+25RGB, 25 проекторов Panasonic PT-DS20K2E, 7 проекторов Panasonic PT-DZ21K2E, 12 проекторов Christie Crimson WU31, 30 проекторов Christie Griffyn 4K35-RGB, 22 проектора Panasonic PT-RZ21KE.
Adidas FIFA World Cup Russia (Москва)
В преддверии Чемпионата мира по футболу в России (2018) dreamlaser создали мэппинг на фасаде знаменитого Большого театра в Москве.
Главная идея инсталляции — сила единения разных народов и значимость креативных взаимодействий. Креативный подход объединяет людей вокруг чего-то важного, вдохновляет их менять мир совместными усилиями и решать самые сложные задачи. Также этим мэппингом dreamlaser хотели вдохновить зрителей на поддержку сборной России по футболу.
Для реализации проекта понадобилось 24 проектора Panasonic PT-DZ21K2E и 2 медиасервера Disguise 4х4 PRO.